testЗаводам пора за город | Агентство недвижимости "НОВЫЙ ГОРОД"
На главную страницу

Заводам пора за город

Тема вывода из Москвы промышленных предприятий в последние годы стала необычайно популярной. Всевозможным распоряжениям, постановлениям и директивам на этот счет нет числа. Активно обсуждается вопрос и в СМИ. При этом реальные успехи в этом деле пока не столь впечатляют.

Немного теории

Начнем с азов. Объем промышленной недвижимости регулируется двумя факторами. Во-первых, государственной властью. Если в документах Москомархитектуры записано, что данный участок предназначен для производства (на официальном языке это называется зонирование территории), то организовать там что-то другое запрещено. Во-вторых, экономической целесообразностью - желанием владельца участка выжать из него максимальный доход. Конфликт этих двух факторов можно наблюдать сплошь и рядом: владельцы производственных помещений правдами и неправдами сдают их в аренду - под офисы, склады, торговлю. За что их ловят, штрафуют, но они продолжают свое нелегкое, но прибыльное дело.

Отметим, что даже в странах, где производство процветает, промышленной недвижимости не может быть много. По опыту США, например, - 12-15% от всего нежилого сектора. Это - в среднем, а в мегаполисах, столицах промышленные объекты вообще единичны. А все потому, что завод, требующий огромных площадей, никогда не принесет таких доходов, как офисный центр или супермаркет. Промышленность самым естественным - экономическим - образом вымывается в провинцию, а то и подальше - в слаборазвитые страны.

Посчитаем?

Теперь о самом интересном - деньгах. Большинство промышленных предприятий не платит за аренду земли ничего (то есть с них требуют, но они отказываются, мотивируя тем, что они бедны). В то же время аренда 1 кв. м офисного помещения класса А (а оно может располагаться практически в любой точке ЦАО) способна принести до 500-0 в год. А построить офисный центр стоит 2000-00. Значит подобное вложение капитала окупится за четыре-пять лет и в дальнейшем будет приносить только прибыль.

Еще более доходным может быть сооружение торгового центра. Цифра, говорящая сама за себя: в большинстве мировых столиц на 1000 человек населения приходится 150-250 кв. м торговых помещений, а в Москве - лишь около 40. Разрыв многократный, и ставки на аренду торговых помещений у нас непомерно высоки. При этом в отличие от офисов недвижимость для торговли может сдаваться практически без отделки - арендаторы готовы много сделать самостоятельно.

Несмотря на всю поверхностность приведенного выше анализа, а также приблизительность цифр, вывод очевиден: промышленные предприятия, часто выпускающие непонятно что, загрязняющие окружающую среду и уж точно экономически неэффективные занимают поистине золотую московскую землю. И решение гнать их подальше той самой метлой кажется совершенно оправданным. Равно как и вполне понятно желание самих предприятий подольше здесь оставаться:

Просто было на бумаге

Проблем тут целый клубок, и те, что упоминаются чаще всего - отнюдь не самые главные. Вот, к примеру, социальные последствия. На любом предприятии работают люди, многие из которых будут возражать против перевода родного завода в Московскую область. Их нужно куда-то трудоустраивать. Хотя рабочим можно выплатить солидное единовременное пособие - это совсем небольшие суммы, если сравнивать их со стоимостью других мероприятий, необходимых при выводе. К тому же в городе большой дефицит рабочих специальностей, таких вакансий только в базе данных городской службы занятости - многие десятки тысяч.

Еще говорят о том, во что упирается руководство предприятий, подлежащих выводу. Ну не хочет фабрика по производству войлочных тапочек, находящаяся возле метро "Белорусская", свою территорию покидать! Откровенно говоря, директора этой фабрики понять можно - место очень хлебное, можно сдать площадь в аренду коммерческим структурам и о тапочках вообще забыть. Но это опять-таки не такая большая проблема - городские власти, если захотят, могут так придавить арендной платой за землю, что предприятие само обанкротится через полгода.

Так что реальная проблема, собственно, одна - деньги. И приходится признать, что пока предлагаемые властями инвесторам и застройщикам схемы не очень работоспособны. Инвестору, участвующему в выводе производственных мощностей, мэрия предлагает 85% построенных площадей - это выглядит очень привлекательно. Но на инвестора вешают еще и обязательства развивать инженерную инфраструктуру, строить социальные объекты.

Еще деталь (о ней часто забывают) территория промышленных предприятий нередко бывает очень сильно загрязнена. Необходимые масштабные мероприятия по рекультивации - срезать многометровый слой грунта, куда-то его вывезти, привезти новый. В общем, доведение до ума крупной промышленной зоны масштаба завода "ЗиЛ" обойдется даже не в десятки миллионов долларов.

С другой стороны, никуда от решения этой проблемы нам не деться. Освоение промышленных территорий, пожалуй, единственный реальный путь получения значительных площадей для жилищного строительства. "Осваивать промзоны - значительно более правильная позиция, нежели объявлять вполне жизнеспособные старые дома ветхими и со скандалами выселять оттуда жителей, - говорит Екатерина Толчинская, руководитель филиала "На Маяковской" компании "Новый город". - Что же касается всевозможных технических проблем, включая необходимость замены загрязненного грунта, то они вполне решаемы".

"Квартира. Дача. Офис" 02.2004

Владимир Абгафоров

 

Продажа квартир
Дома, дачи, участки
Трудоустройство
Это интересно
Пресса
Задать вопрос
На главную страницу
   
 
Copyright © 1997-2017 "Новый Город", Все права защищены