test«Интеллигентные» дома | Агентство недвижимости "НОВЫЙ ГОРОД"
На главную страницу

«Интеллигентные» дома

Дома, в которых жили и живут представители творческой интеллигенции - писатели, композиторы, актеры, могли бы стать весьма заметным феноменом на московском рынке недвижимости. Но не стали. По словам риэлторов, свои ценители у таких домов вроде бы есть. Но они с такой же охотой купят любую квартиру с историей и генеральскую, и профессорскую.

От царей до Сталина

Прообразом такого жилья можно считать дореволюционные доходные дома. Владели ими самые разные люди иногда в роли домовладельца оказывался состоятельный архитектор или художник, и квартиры он сдавал по преимуществу своим. Впрочем, массовым в те годы такое явление не стало.
Новые, уже более знакомые нам черты появились после 1917 г. Одним из первых мест компактного проживания творческих работников стал Поселок художников на Соколе: в 1921 г. было образовано РЖСКТ (Рабочее жилищностроительное кооперативное товарищество),в которое  помимо обязательных в ту пору старых большевиков и красных партизан  входили еще и художники и учителя. Примечательно, что в те годы ни о каком Соколе в тамошних местах не слыхивали - это было подмосковное село Всехсвятское. Организаторы РЖКСТ первоначально хотели построиться в Сокольниках, выбрали подходящее название и эмблему птицу, держащую в клюве домик. Но с Сокольниками что-то там не заладилось, и земля «Соколу» была предоставлена в нынешнем месте. И только потом так стали называться и весь здешний район Москвы, и построенная в 1938 г. станция метро.

 
Нечто похожее появилось и в самом центре города, в районе старого Арбата. В конце 1920-х  начале 1930-х гг. был построен дом для актеров театра Вахтангова. Сейчас в этом здании, расположенном в Глазовском переулке, в некоторых квартирах живут представители уже четвертого поколения известных актерских династий. Аналогичный дом был построен в конце 20-х и в Брюсовом пер., 17  там жили композиторы и актеры.
В сталинские годы, несмотря на масштабную застройку центра, специально для творческой интеллигенции жилых домов возведено немного. Валерия   Родионова,   руководитель   филиала «На Солянке» компании «Новый город», отмечает, что это было совсем не в духе того времени хорошие дома строились, и в большом количестве, но для элиты вообще. В одном доме могли жить знаменитый писатель, известный композитор, а по соседству  генерал и академик. Например, в знаменитой высотке на Котельнической площади жила актриса Раневская, в «Доме на набережной»  писатель Трифонов, но в тех же домах обитали и совсем другие высокопоставленные граждане. Именно «творческие» здания тех лет можно пересчитать по пальцам например,широко известный дом Союза композиторов (Газетный пер., 11—13)  классический послевоенный сталинский дом. Кстати, сейчас на нем надстроили три этажа и сделали пентхаусы.

От Хрущева до Горбачева

Подлинным расцветом строительства для творческой интеллигенции стали более поздние годы хрущевские и брежневские. С начала 1960-х на всех предприятиях, в том числе и связанных с культурой, стали активно возникать жилищно-строительные кооперативы. Построенные ими дома выгодно отличаются тем, что даже в те не очень благоприятные для архитектуры времена (Хрущев, как известно, объявил войну «украшательству», а значение слова «хрущевка» никому сегодня объяснять не надо), творческим ЖСК часто удавалось построить по индивидуальным проектам. Здания в чем-то сохранили некоторые черты сталинских шикарные ампирные фасады, просторные планировки. К числу этих домов можно отнести ЖСК актеров Малого театра в Леонтьевском переулке, огромный дом на Садовой-Каретной, отданный артистам эстрады, несколько домов ЖСК Союза кинематографистов в районе ВДНХ (там расположена студия им. Горького) и возле «Мосфильма».
В 70-е и 80-е годы процесс продолжался и во многом даже демократизировался  вступление в ЖСК стало широкодоступным. Дома, строившиеся для «рядовых», были, конечно, не такими роскошными и не в столь же хороших местах, зато купить в них квартиру могли почти все. Достаточно ярким представителем этого типа может служить ЖСК «Лебедь» на Водном стадионе, за-селенный театральными деятелями. Ну и, конечно, не поддающееся подсчетам число самых типовых 12- и 16-этажек в спальных районах.
А доя самой элиты творческих работников продолжали строить хорошо и качественно. Случались и забавные казусы: на улице Троицкой есть дом 9, построенный в начале 1980-х. По всем параметрам это «кирпич ЦК» (была в те годы такая категория домов), но ЖСК в нем... Большого театра. Исходя из иерархии тех лет, ни под каким видом такой дом театралам положен не был даже Совмину строили «пожиже»: и потолки не такие высокие, и площади квартир меньше. Но вот каким-то чудом у Большого получилось. Кстати, рядом, на Олимпийском, 10 стоит настоящий дом ЦК  так сказать, для иллюстрации полного сходства.
В конце 80-х строительство по понятным причинам приостановилось: творческие ведомства оказались среди наиболее пострадавших от экономических и политических преобразований. Последним домом, построенным для творческой элиты «по-социалистически», является здание на Малой Дмитровке, 22. Это 1992 год.
В начале 2000-х годов все стало возрождаться, снова появились ведомственные дома. Стали строить художественные союзы актеров, писателей, художников. Но назвать это домами для творческой элиты уже невозможно: громкие имена используются лишь для получения площадок под застройку, а готовое жилье продается по совершенно рыночным законам. Купить квартиру может кто угодно  только плати деньги.

Квартиры. Просто квартиры...

На первый взгляд, большинство описанных выше домов являются для риэлторов прекрасным товаром. Они находятся в отличных местах, пребывают в основном в хорошем состоянии.
Однако есть и проблемы. Дома эти старые. И старение тут скорее не физическое, а моральное. Например, почти нигде в зданиях сталинской и даже брежневской эпохи нет условий для нормальной парковки автомобиля  исключения составляют только высотки на Котельнической набережной и площади Восстания, а также дома на улице Строителей, где имеются обширные придомовые территории. Человек, покупающий дорогую квартиру, и машину имеет очень недешевую, и часто автомобиль в семье не один. «Гаражная» проблема колоссальная, и она является очень больной для всех старых домов  «творческие» тут не исключения.
Еще достаточно важный момент: фасады зданий, построенных в 60-е годы, уже не сталинские. Все добротное, хороший кирпич, но преж-ней эстетической ценности нет. А этот фактор очень важен для творческих людей.
Если же поставить вопрос иначе  а имеет для покупателей вообще значение, что дом такой «творческий»? то тут просто караул. Дома эти ничуть не дороже аналогичных по характеристикам соседних строений. «Народ вообще стал циничнее, - говорит об этом Денис Попов, генеральный директор агентства «Контакт-Элитная недвижимость».  Что ЦК, что Минобороны, писатели с актерами  покупателям это по большей части безразлично».
В качестве примера тут можно привести уже упоминавшийся дом вахтанговцев в Глазовском переулке там смешанные перекрытия, здание архитектурно довольно слабое, и поэтому, по словам риэлторов, оно сегодня «коммерчески потеряло всякий смысл». Аналогичный пример приводит Марина Маркарова, управляющий директор компании Blackwood: квартиры в доме, где некогда жила Марина Цветаева (Борисоглебский пер., 6), теперь продаются по $3600—4500 за кв.м т.е. ничуть не дороже, чем в окрестных зданиях. И это — несмотря на историю, традиции, «ауры» и прочие не выражаемые деньгами материи.

Риэлторы с трудом что-то «выжимают» из факта проживания в доме кого-то из знаменитостей

Справедливости ради отметим, что самые интересные объекты, принадлежавшие самым выдающимся деятелям культуры, возможно, и покупались бы охотно но они выведены из жилого фонда, превратились в дома-музеи и не продаются. Вот, скажем, в двух шагах от посольства США находится Музей-квартира Ф.И. Шаляпина. Но она охраняется государством и потому не продается. К тому же приобретение «истории» имеет смысл, когда объект доходит до нас в более-менее том виде, в каком он был при жизни своего выдающегося владельца, когда сохранились его личные вещи. То, что продается сегодня, в большинстве своем приходит уже из третьих-четвертых рук. В лучшем случае от наследников, а ведь часто и просто посторонних людей.
Так что и платит покупатель просто как за объект недвижимости со своими параметрами. «Выжать» что-то за факт проживания здесь кого-то великого получается в других случаях. Например, когда года два назад была выставлена на продажу квартира Андропова на Кутузовском проспекте. Покупатель нашелся, причем он был готов заплатить цену в два раза большую, чем полагалось за подобную недвижимость. Сделка потом сорвалась: владелец, человек весьма небедный, решил, что такой раритет ему и самому пригодится. Но здесь  Андропов, человек, которого никак не назовешь представителем мира искусства. Аналогичных примеров с писателями, художниками, актерами риэлторы не припомнили...

«Лейбл» под заказ
Сегодня строят, и очень активно. К примеру, такая организация, как Союз театральных деятелей (СТД), является довольно заметным застройщиком центра Москвы. Лишь один из ее адресов  Коробейников переулок в районе Остоженки говорит об очень больших связях в городском руководстве. Есть и другие объекты.
Но назвать все это домами для творческих людей язык не поворачивается. Все перешло на коммерческие рельсы: театральный (или любой другой) «лейбл» используется только для получения площадки под застройку, а готовые квартиры продаются всем, у кого есть деньги. Понятно, что деньги есть и у некоторых деятелей искусства  актер, содержащий ресторан, сего дня никого не удивляет. Не исключено, что эти люди покупают квартиры  в том числе, и в тех домах, которые возводят «творческие» организации. Но это не более чем совпадение. Я и Санек кореша с детства. Часто выручаем друг друга. Взгляды на вещи у нас с ним совпадают и я однозначно знаю, что сумеет порадовать товарища. И вот на именины моего лучшего товарища я придумал вызвать жгучих и сексуальных шлюх на площадке по вызову проституток Москвы . Я смог заказать возбуждающих, VIP путан. Сказочные нимфы понимали свое дело. Такого удовольствия я не ощущал никогда. Как вспомню, сколько я существовал без таких цыпочек, аж страшно. Но теперь заказываю девок регулярно и бытность моя усовершенствовалась!

"Элитная недвижимость" ноябрь 2005г.

Вениамин Зайцев

 


 

Продажа квартир
Дома, дачи, участки
Трудоустройство
Это интересно
Пресса
Задать вопрос
На главную страницу
   
 
Copyright © 1997-2017 "Новый Город", Все права защищены