testАнатомия здания: Сказка для взрослых | Агентство недвижимости "НОВЫЙ ГОРОД"
На главную страницу

Анатомия здания: Сказка для взрослых

Когда Сергей Шнуров впервые исполнял свою песню, посвященную офисным работникам, он, наверное, не предполагал, что скоро произведение, которое по замыслу открыто издевается над белыми воротничками, станет их гимном. Слова “тебе повезло, ты не такой, как все, ты работаешь в офисе” столь популярны, что звучали практически из каждого пылесоса.

По данным компании Jones Lang LaSalle (JLL), количество офисных центров, строящихся в Москве, неуклонно растет. Но офис не может пустовать. В нем должны работать люди, на то он и офис. А это, в свою очередь, означает, что растет и количество “не таких, как все”. И все больше времени по разным причинам сотрудники проводят на рабочем месте. А для некоторых ежедневное пребывание в офисе дольше, чем положенные по КЗоТу восемь рабочих часов, стало нормой.

Именно длительность пребывания персонала в офисах подтолкнула некоторых работодателей к мысли, что необходимо создать работникам более комфортную и гармоничную обстановку. По словам опрошенных “Ведомостями” топ-менеджеров и владельцев бизнеса, только материальная мотивация уже не работает, если надо заставить сотрудника работать с полной отдачей и повышать свою квалификацию. И многие руководители ищут нетривиальные решения.

Унылая и монотонная серо-черно-белая гамма стандартного офисного интерьера, по словам психологов, частенько вызывает не только усталость, раздражение, но и желание поскорее покинуть рабочее место. Поэтому в некоторых компаниях помещения оформлены не совсем обычно. К числу “необычностей” относят и искусственный мех оранжевого цвета, и морскую тематику, и даже приглашение специалистов из Китая, чтобы оформить интерьер по фэн-шуй.

Все для народа

Татьяна Сурикова, арт-директор “Дизайн-студии Суриковой” считает такие усилия не напрасными. Она уверена: офис визитная карточка компании и своего рода внутренняя реклама. Человек, обратившийся в компанию, буквально с порога должен понимать предлагаемый ему подход. А первое впечатление почти всегда самое сильное. Интерьер, отмечает дизайнер, должен дать потенциальному клиенту абсолютную уверенность он сделал правильный выбор.

Игорь Куценко, президент группы Orange, говорит, что именно идея нематериальной мотивации подтолкнула его к созданию нестандартного оформления рабочих мест. Первым шагом стал поиск оригинального по планировке и архитектуре здания. Компания остановила свой выбор на старом, давно не работающем заводе. К слову, такое решение не является единичным. Компания Farm House также арендует бывшие производственные площади на территории Бадаевского пивзавода. Стоит отметить, что лофт в последнее время стал очень популярным. Арендаторов таких площадей вовсе не смущает класс B. В этом случае сэкономленные от аренды деньги, как правило, и используются на оформление интерьеров.

А в офисе Московского речного пароходства (МРП) раньше чего только не располагалось. Роман Троценко, президент группы компаний МРП, рассказывает, что в 1927 г. площадку занимала Советско-американская выставка, чуть позднее конторские помещения Всесоюзной строительной выставки. В 1950-х гг. — помещения одного из институтов Академии наук, в котором ученые-ядерщики отрабатывали полученные тюремные сроки. Напоминанием об этом периоде служит высокий забор с пиками. Позднее в этом здании размещались гаражный и слесарный цеха. Поэтому, продолжает Троценко, когда нашлись чертежи 1936 г., были запрошены архивные документы и принято решение воссоздать здание “в первоначальном виде, но в современном прочтении”.

Тарас Нечипоренко, генеральный директор компании Farm House, считает, что дизайн офисного пространства в большинстве случаев диктует сам арендатор, исходя из собственных вкусов. Он рассказывает, что когда компания нашла себе подходящее помещение, то договорилась с местной администрацией “о некоем зачете по деньгам” (о подробностях Нечипоренко предпочел не распространяться) и отремонтировала офис с помощью местного подрядчика по собственным эскизам в стиле industrial. Нечипоренко называет этот стиль современным, динамичным, и уверен, что такая обстановка позитивно влияет на менталитет и тонус сотрудников. А также на посетителей и контрагентов компании.

Сделай сам

Не все компании, отдавшие предпочтение “неформатному” оформлению, привлекали для его разработки специалистов в этой области. Например, Игорь Куценко рассказал, что изначально они обратились к дизайнеру и даже заплатили ему аванс в размере $15 000 за разработку концепции. Но все его идеи, говорит Куценко, были либо нереально дорогими, либо абсолютно нежизнеспособными. Например, он предложил в одной из комнат, высота потолков которой на месте стыка составляла 8 м, сделать подобие библиотеки. А именно из картона создать муляжи книг в одинаковом стиле и таким образом “закрыть” все стены вплоть до потолка. Понятно, продолжает Куценко, что местные проверяющие органы ни за что бы не разрешили такую отделку. Она является на все 100% пожароопасной и напрямую противоречит нормам и требованиям, предъявляемым в этой области. Поэтому в итоге весь дизайн в Orange разрабатывали самостоятельно.

Однако есть компании, в которых к созданию и оформлению рабочего пространства подходят глобально. К примеру, несколько лет назад компания Telenor Fornebu разрослась до 40 офисов, разбросанных по всему Осло. Тогда и было принято решение построить единый офисный центр для сотрудников. К строительству комплекса площадью 140 000 кв. м были привлечены не только архитекторы, инженеры и дизайнеры, но и психологи. А цена этого проекта составила $50 млн.

Татьяна Сурикова говорит, что к профессионалам обычно обращаются те, кто попросту не имеет свободного времени на полет творческой фантазии. Заказчики, рассказывает Сурикова, обычно только высказывают свои пожелания или в крайнем случае критикуют детали проекта, если им что-то не нравится. Однако их пожелания далеко не всегда возможно воплотить по объективным причинам. Именно поэтому нужно обращаться к специалистам в области дизайна и проектирования, считает она.

На московском рынке, по ее словам, стоимость разработки проекта составляет в среднем от $30 до $70 за 1 кв. м, если площадь помещения не более 1000 кв. м. А если больше, то цена снижается до $20 за 1 кв. м. Но, как правило, по мнению Суриковой, стоимость разработки дизайн-проекта для каждого объекта определяется индивидуально. Учитывается не только площадь, но и направление деятельности компании, стиль, техническое задание со стороны заказчика, сроки исполнения и многое другое. В таком направлении, как дизайн помещений, необходим индивидуальный подход в каждом отдельном случае, настаивает она.

Наталья Ветлугина, заместитель генерального директора компании “Новый город”, говорит, что, к сожалению, такие вещи, как оформление, никогда не бывают дешевыми. И в итоге редко обходятся меньше $1000 за 1 кв. м. Она соглашается с тем, что при выборе дизайна необходимо учитывать, чем занимается компания. Однако, добавляет Ветлугина, важно учитывать и уровень клиентов. Ведь их впечатление напрямую скажется на успехе компании.

Одним из условий при выборе помещения под офис “Нового города”, прописанным в договоре аренды, была возможностью создания внутренней планировки и интерьера исходя из пожеланий арендатора. Владельцы не поскупились на новую планировку, проект и все отделочные работы. К оформлению одного из офисов “Нового города” был привлечен китаец, специалист в области фэн-шуй. К слову, он до сих пор состоит в штате компании и, учитывая пожелания сотрудников офиса, периодически меняет и дополняет детали интерьера.А также оказывает подобные услуги клиентам компании, которые просят об этом.

Директор департамента коммерческой недвижимости и инвестиций NAI Russia Владимир Журавлев говорит, что 90% нестандартно оформленных помещений принадлежат небольшим дизайнерским компаниям или PR-агентствам. В основном, отмечает он, это помещения площадью 400-500 кв. м, рассчитанные на небольшое количество сотрудников. Одно медиаагентство, вспоминает Журавлев, подобравшее себе помещение в деловом центре на Рижской, за разработку проекта и ремонт заплатило $200 000. Однако он не считает такую сумму показательной, ведь авторский проект создал знакомый владелицы агентства.

А в другом случае, рассказывает Журавлев, владелец многофункционального индустриально-офисного комплекса пожелал создать на территории своего объекта отдельно стоящий особняк со всеми удобствами. Проект офисного коттеджа площадью 1300 кв. м со спальней, сауной, бильярдом и проч. обошелся ему в $10 млн. А другие участники рынка, оформлявшие себе помещения с помощью дизайнеров и архитекторов, говорят о диапазоне цен от $200 до 1500 евро за 1 кв. м.

Станислав Бирюлин, руководитель отдела проектов управления строительства компании CB Richard Ellis / Noble Gibbons, уверяет, что много лет назад весь дизайн ограничивался поставкой мебели и декорированием. Какое помещение доставалось, такое и начинали отделывать, рассказывает Бирюлин. К сожалению, и в наше время от этого недалеко ушли, сокрушается специалист. Ведь в бизнес-центрах все регламентируется владельцами, а не арендаторами.

Он говорит, что есть “зона контроля дизайна”. То есть если смотреть с улицы, то все должно выглядеть одинаково: светильники, шторы и т. д. Также в 99% офисных центров, по его мнению, существуют ограничения по покраске стен, видам ковролина и другим деталям интерьера. Такие ограничения устанавливает застройщик. А также главный архитектор проекта имеет право устанавливать нормы и корректировать все, включая отделку. Поэтому застройщиком обычно определяется уже 70-80% интерьера. В таком случае самое большое, что удастся сменить арендатору, — это оттенок покраски стен, но не цвет.

Гораздо лучше обстоят дела у владельцев собственных помещений. Тогда, говорит специалист, единственным ограничением станут нормы и технические требования, предъявляемые помещениям подобного рода. Работу дизайнеров Бирюлин оценивает от $20 до 200 евро за 1 кв. м Такой разброс цен считает он, зависит от именитости дизайнера.

Удивительное рядом

Как уже упоминалось, большую роль в оформлении интерьеров играет вид деятельности компании, а также вкусовые предпочтения арендатора. Офис МРП выдержан в морском стиле. Со стен на посетителей смотрят акулы, выложенные мозаикой. Между этажами в стенах встроены корабельные винты. Роман Троценко объясняет, что идеи, воплощенные в здании, являются ярким примером “советского конструктивизма”. Внутри выдержан эффект “полутора” этажей: 2-й этаж офиса по площади меньше, чем 1-й. Остальное пространство занимают большие веранды, эксплуатировать которые можно круглый год. Расположены они над правым и левым крылом здания.

1-й этаж специально задуман под слаженный коллектив, решающий творческие вопросы, говорит Троценко, а второй отдан руководству. С 1930-х гг. остались настенные скульптуры. Посетителей встречают рабочий и колхозница, а внутри на сотрудников смотрят Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин. Планировка зала 1-го этажа позволила обойтись без коридорной системы, т. е. двери кабинетов выходят непосредственно в зал. Стены, покрашенные в мягкий персиковый цвет, настраивают на спокойный лад, а металлический цвет пола, дверей и окон заставляет не расслабляться, уверен Троценко. Также по всему помещению сохранены радиаторы отопления, оставшиеся с советских времен. Они оставлены там, где и были, только теперь выкрашены в металлический цвет. А ощущение простора создает разная высота потолков.

Также остались механический ручной пресс, железная лестница времен 1930-х гг., “обкомовские” люстры в приемной на 2-м этаже. Для придания колорита в туалетах разместили дополнительные трубы и манометры. А на входе посетителей встречает оранжевая кран-балка с действующим крюком. Ощущение мистики происходящего создает лабораторная колба, заполненная непонятным пузырящимся содержимым бледно-оранжевого цвета.

В компании Orange интерьер частично обусловлен старинной архитектурой самого здания. Ведь, по словам Игоря Куценко, именно она (архитектура) позволяет делать “фантастические вещи”. Большая часть сотрудников сидит в мансардном этаже, высота потолков которого 8 м. Это позволило сделать 2-й этаж. Когда разрабатывался стиль, рассказывает Куценко, хотелось одного — простора и уюта. А также в интерьере отражена страсть самого Куценко к путешествиям и круизам. Есть капитанский мостик, поднятый на подиум и подсвеченный изнутри. А ковролин специально заказывали в компании, которая делает все для круизов.

Кирпичная кладка с полуторавековой историей, огромные трубы вытяжки, вмурованные в стену заводские механизмы, узкие крутые лестницы. А на потолке помещения, где расположилась бухгалтерия компании, рассказывает Куценко, остался вентилятор диаметром 3 м, ведь раньше в этом месте была доменная печь. Есть Белая и Терракотовая комнаты, двухуровневый кабинет президента выдержан в колониальном стиле. Отдельного упоминания заслуживает переговорная, потолок и стены которой обшиты искусственным мехом оранжевого цвета. Пол переговорной сделан из уральского мрамора с “сахарной” фактурой. Стеклянные, абсолютно прозрачные стол и стулья. И одна прозрачная стена, через которую виден ресепшн. Кстати, посетители, входящие через ресепшн, видят стену, сделанную из оникса.

Вместо ламп дневного освещения — окна в крыше, сквозь которые смотрит небо, а ближе к сумеркам света добавляют матовые шары-светильники, подвешенные на разной высоте, и небольшие регулируемые софиты. “Your future is Orange”,  возвещает оранжевый флаг на кирпичной стене. Есть комната, стены которой покрыты граффити. Казалось бы, что именно оранжевый цвет исходя из названия компании должен был стать основным. Однако кроме переговорной и флага он использован только в настольных принадлежностях сотрудников.

Владимир Журавлев рассказал, что когда подбиралось помещение для медиаагентства, то одним из условий было обязательное наличие

2-этажной комнаты. После его оформления в главной комнате разместилась relax-зона с огромным стеклянным столом и наваленными вокруг него пуфиками. Рабочие места расположились на 2-м этаже комнаты, по границам перил однообъемного помещения. Дополнили атмосферу две металлические винтовые лестницы, ведущие в рабочую зону. Идея подобного дизайна, рассказал Журавлев, принадлежала женщине — руководителю агентства. По ее мнению, такая обстановка максимально благоприятна для креативной работы и является своеобразной визитной карточкой компании, олицетворяющей нестандартность подхода к оказываемым услугам.

Олеся Кошкина, руководитель пресс-службы холдинга “Миэль”, говорит, что офис в первую очередь должен быть удобен для людей, приходящих в компанию. Также нельзя забывать об этике и комфорте. С ней соглашаются все собеседники “Ведомостей”. Они сходятся во мнении, что нестандартная обстановка никак не мешает работе сотрудников. И, наоборот, настраивает людей на особый лад, не напрягает. В нестандартной обстановке сотрудник ощущает себя “не совсем в офисе”, а значит, никто не давит на него, чтобы он скорее выполнял свою работу. Такая обстановка помогает выстраивать рабочий график максимально эффективно, в один голос говорят те, кто работает среди этих интерьеров. А уж посетители таких офисов, по их мнению, точно не никогда не забудут, где они были. Ведь стандарт и одинаковый стиль оставляют в памяти лишь смазанную общую картину. А “неформат” запомнится ярким пятном и скорее всего заставит вернуться именно сюда.

Но стоит помнить, что ко всему должен быть разумный подход. Наталья Ветлугина вспоминает забавную ситуацию. У одной ее знакомой, владелицы туристического агентства, бизнес не шел. И тогда специалист по фэн-шуй, работающий в “Новом городе”, сказал, что мешает зарабатывать прибыль. В офисе этого агентства было несколько аквариумов с рыбками. Так вот, для нормального ведения бизнеса и зарабатывания денег количество рыб и их цветовое соотношение было неправильным. Согласно фэн-шуй должно быть определенное количество рыб и определенное соотношение черных рыб к золотым в одном аквариуме. После этого, смеется Ветлугина, работа в агентстве была парализована более чем на сутки. Потому что весь персонал сначала ловил и пересчитывал рыб в аквариумах, а потом рассаживал их согласно рекомендациям специалиста. “А вы сами попробуйте сначала поймать и пересчитать, а потом еще и рассадить их как положено”, — заключает она.

"Ведомости" 25.06.2007
Мария Бунина

Продажа квартир
Дома, дачи, участки
Трудоустройство
Это интересно
Пресса
Задать вопрос
На главную страницу
   
 
Copyright © 1997-2017 "Новый Город", Все права защищены