Заполонили, демоны…
Недавно на одном риелторском мероприятии к проблеме вновь обратился директор департамента вторичного рынка корпорации «Рескор» Вадим Мартыненко. По его собственному признанию, он постоянно следит за этими непрошеными «помощниками», но недавно решил вновь изучить масштабы явления. Масштабы поразили: до 60-70% квартир на вторичном рынке продаются через частных посредников. Причем «индивидуалы» чувствуют себя на рынке вольготно, совершенно не боятся «официальных» риелторов, а некоторые даже очень собой гордятся: по одному из телефонов на вопрос «Вы какую фирму представляете?» был получен ответ «Союз черных маклеров!».
Надобно отметить, что другие эксперты рынка оценивают рыночную нишу, занимаемую частниками, намного скромнее. По оценке Ирины Котовой, директора по маркетингу компании «Хирш», частникам принадлежит примерно 45% вторичного рынка Москвы. А Наталья Ветлугина, руководитель аналитической службы компании «Новый город», отметила, что в дорогом сегменте процесс вытеснения индивидуальных маклеров и маленьких фирмочек уже практически завершен. «Покупатели этого уровня хотят получать обслуживание, соответствующее их статусу, – отмечает эксперт. – Понимание того, что это невозможно достичь «на коленке», уже пришло».
Но все-таки доля рынка, занимаемая частными посредниками, поразительно велика. Если отбросить дорогой сегмент и рассматривать только типовой, то даже 45% – это очень много. У риелторских компаний – огромные мощности, в том числе финансовые и рекламные. Возможность ежедневно промывать гражданам мозги с помощью заказных статей в прессе. Наработанные связи во властных структурах, а это означает и способность натравить на конкурентов контролирующие органы, милицию и налоговиков. И буквально под носом у них какие-то индивидуально действующие личности сумели отобрать минимум половину работы – как частникам это удалось? Оставим на время ответ на этот вопрос и займемся другим.
Откуда они вообще берутся?
Если послушать риелторов, то индивидуальный посредник – это такой асоциальный тип: «на черной-черной улице в черном-черном доме жил черный-черный маклер». Работает он, разумеется, в подворотне, все руки у него в наколках и по локоть в крови безвинных жертв-клиентов. Если это описание и покажется кому-то преувеличением, то можно вспомнить статью, из которой торчали «уши» заказавшего ее агентства недвижимости. Там с полной серьезностью утверждалось, что частные маклеры – это в основном «тетки лет 50, неопрятные и грязные». В противоположность, разумеется, сотрудницам нашего агентства, которые все сплошь модельной внешности…
На самом деле частного маклера на вид совершенно невозможно отличить от трудящегося в агентстве риелтора, и по очень простой причине: все частники имеют опыт работы в агентствах. Они либо постоянно сидят там, время от времени подрабатывая «левыми» сделками, либо то устраиваются в агентства, то снова уходят на «вольные хлеба». Стоит напомнить, что агент в агентстве (особенно крупном, с раздутым административным аппаратом) получает лишь 25-30% того, что он принес родной конторе. У людей рано или поздно появляется ощущение, что «всю работу делаю я, а платят мне лишь четверть заработанного». Насчет «всей работы» тоже несправедливо: надо вспомнить и о рекламе, и об оборудованном рабочем месте, и о безопасности, обеспечиваемой агентствами собственным сотрудникам. Но чувство такое все равно у агентов возникает…
Борьба понарошку
Вероятно, главный вопрос: чем частники плохи? Отвечая на него, «организованные» риелторы обычно сбиваются на описание собственных горестей: дескать, у «черных» практически отсутствуют накладные расходы, поэтому они способны на фантастический демпинг. Аргумент, если разобраться, совершенно «беззубый»: людям свойственно концентрироваться на собственных проблемах, а о проблемах других пускай эти другие сами и думают. Потребителю хочется, чтобы услугу ему оказали качественную и по возможности подешевле, а уж какая там внутренняя бухгалтерия у риелторского агентства…
Ирина Котова перечисляет другие факторы – те, которые способны заинтересовать потребителя. Во-первых, это огромная зависимость от качеств данного конкретного человека: честен он или нет, профессионален ли. Технологии, используемые агентствами недвижимости, подразумевают, что работать будет не один сотрудник, а компания в целом. Во-вторых, среди частных посредников только единицы зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, остальные же работают исключительно сами по себе. Где искать такого исполнителя, если он вдруг исчезнет после получения задатка? А если через полгода после сделки выяснится, что подобранная квартира имеет какие-то юридические дефекты? Риелторская компания – она по крайней мере имеет офис и учредительные документы.
Главной «лакмусовой бумажкой», показывающей серьезность наших намерений, является готовность что-то сделать. Толстяк может сколь угодно много рассуждать о том, как он хочет похудеть – поверим мы ему только в том случае, если он начнет бегать по утрам и сядет на диету. В данном случае то же самое: агентства недвижимости постоянно говорят о том, как они хотят бороться с частными маклерами. Однако едва заходит речь о практических мерах, то все ограничивается тем, что нужно «активнее разъяснять потенциальным потребителям все риски сотрудничества с частными маклерами» и «лучше контролировать собственных сотрудников». Все это агентства делают уже 15 лет – с очевидным результатом.
Действительно реальной мерой стало бы для агентств недвижимости объединение и мораторий на покупку выставленных частниками квартир. Или всякий раз, обнаружив «черного» маклера, они могли бы сообщать о нем «куда следует». Хотя специальной лицензии на риелторскую деятельность не требуется (отменена еще в 2002 году), частный посредник в 99,99% случаев никак не зарегистрирован в налоговых органах, т. е. занимается тем, что на языке Уголовного кодекса называется «незаконным предпринимательством».
Однако «организованные» риелторы ничего подобного не делают. Вероятно потому, что руководствуются сиюминутной выгодой. Если выставленная частником квартира окажется интересной, а я откажусь ее покупать – это сразу же сделают конкуренты. Осуждать никого не будем, заметим только, что при таком подходе частные посредники будут жить на нашем рынке еще долго и счастливо. Ну, а официальные агентства продолжат рассуждать о том, как нам надо бороться с «черными» маклерами. Отчего ж не поговорить?