ОТ КРЕМЛЯ ДО ОКРАИН. ИЕРАРХИЯ МОСКОВСКИХ ВИДОВ
Еще совсем недавно, лет семь-десять назад, самым главным показателем качества жилища были его размеры. «Хорошая квартира – это когда в самой маленькой комнате в самом дальнем углу незаметно пасется стадо бегемотиков» - этот анекдот о «новых русских» лучше всего передает атмосферу той эпохи. Ну и, конечно, всевозможная роскошь в отделке – колоннады, золоченые статуи…. В те годы часто под видом элитного жилья продавались квартиры где-нибудь на «Автозаводской» - там полно сталинских кирпичных домов, до центра Москвы – 10 минут на машине. На то, что под окнами пыхтит трубами завод ЗИЛ, покупатели не смотрели. А продавцы деликатно внимание не акцентировали.
Дисперсная среда
Сегодня все иначе - и покупатели, и арендаторы поняли, что главным достоинством квартиры являются не кирпичные стены или гидромассажные ванны. И даже, как ни странно это прозвучит, не впечатляющая площадь и высокие потолки. Главное - это расположение, вид из окна. То, что невозможно исправить никаким ремонтом с перепланировкой.
С тем, какой вид считается нежелательным, все более-менее понятно - никто не хочет постоянно любоваться на помойки, промзоны, шумные и загазованные улицы. С желательным видом вопрос сложнее. Как полагает директор Управления новостроек компании «МИЭЛЬ-Недвижимость» Наталия Тихоновская, можно говорить о нескольких вариантах, из которых покупатели выбирают нужный в соответствии с собственными пристрастиями. Одни хотят видеть панораму Москвы (чтобы непременно с Кремлем и высотками), другие - не менее масштабные виды на церкви, парки. Третьи любят воду, четвертым же нет ничего милее просто зелени: чтобы не было видно ничего, кроме листвы. И хотя по-настоящему идеальный вид в условиях города вряд ли достижим (практически в любой панораме с высокого этажа всегда обнаружится какой-нибудь дефект вроде заводских труб), найти своим клиентам что-нибудь живописное риэлтерам обычно удается.
Вид из окна является одним из важнейших факторов ценообразования. По мнению Стаса Тихонова, директора компании Knight Frank Russia, в новом доме квартира с более перспективным видом может стоить на треть дороже точно такой же, расположенной на том же этаже, но с окнами «не туда». Очень любят покупатели двусторонние и трехсторонние квартиры, имеющие окна на разные стороны. Более живописная панорама, а также лучшая освещенность квартиры - причина, по которой цена квартиры увеличивается с повышением этажности. Цена за нижний и последний этажи в одном и том же доме может отличаться более чем в два раза. «Правда, на практике в элитном строительстве, - утверждает Александр Илюхин, управляющий партнер компании «Новое Качество», - в домах с небольшим количеством квартир подобный разброс цен встречается крайне редко. Архитекторы научились проектировать апартаменты в элитных и клубных особняках без заведомо проигрышных вариантов, так, чтобы все они имели свою изюминку и были интересны покупателю. Подобная стабильность и равные условия в планировке квартир помогают созданию однородной среды в малоквартирном доме, жильцы которого должны находиться в одной финансовой нише»
Найти свое место
На вторичном рынке ситуацию невозможно оценить с такой же математической точностью - нельзя найти несколько абсолютно одинаковых квартир для сравнения, да и продавцы при ценообразовании проявляют больше субъективизма. Но если говорить о похожих объектах, они могут продаваться с разницей в цене в 1,5-2 раза. Если, к примеру, в одной квартире окна выходят на храм Христа Спасителя, а в другой - внутрь двора-колодца. Весной нынешнего года агентство недвижимости «Домострой-Престиж» провело масштабное исследование того, какие виды из окна являются для покупателей самыми привлекательными, и как этот фактор влияет на цену квартиры. В основном подтвердились уже упоминавшиеся факторы: самыми популярными оказались панорамные виды на историческую часть города, на парки и водоемы. Однако выявилось и любопытные нюансы: например, иностранные граждане особо высоко ценят вид на резиденцию американского посла.
Как отмечает аналитик «Домострой-Престиж» Анна Подолянская, предпочтения практически неизменны у всех покупателей: и богатые, и бедные любят красивые панорамы, зелень и парки. Однако чем дороже квартира (и, соответственно, чем богаче покупатель) - тем больше он готов заплатить «за вид». В самых дорогих элитных районах (Остоженка, Арбат, район Тверской и Патриарших прудов) наценка может достигать 140% (!). В Замоскворечье и Хамовниках «вклад» этого фактора снижается до 80%. Что касается типовых домов на окраине, то там привлекательный вид - скорее «бесплатное» приложение к квартире. То есть по той же цене куплю с удовольствием, а вот дополнительно платить за красоту не стану...
Довольно многочисленная категория покупателей дорогого жилья - приезжие из регионов России и стран СНГ. Их вкус и понимание московских реалий часто еще только формируются, и многие искренне считают, что настоящая Москва - это там, где кипит жизнь, и квартира, поэтому нужна с окнами на Садовое кольцо, чтобы отличие от просторных и немноголюдных улиц Тюмени было полным. Опытный и не слишком щепетильный в приемах риэлтер в подобных случаях может покупателя «уболтать». Вместо того чтобы угрюмо сказать, что вид из окна, конечно, отвратительный, но ничего достойного за ваши деньги купить вам все равно не получится (обычно в ответ на такое клиенты обижаются), он подходит к проблеме «творчески». Если окна в «колодец» - скажет, что у вас тут будет постоянно бесплатное кино из жизни ваших соседей, мексиканская мыльная опера без всякого телевизора. Это не улица, где шум, грязь... А если продается вид на шумную улицу, можно объяснить, что вместо унылого однообразия двора вы получаете кипение жизни, все время что-то постоянно меняется. А что шумно - так вон стены какие толстые, а на окна можно поставить стеклопакеты. Зачастую такая необдуманная покупка совершается, а через два-три года, поняв, что они совершили ошибку, люди вынуждены эту недвижимость продавать. Происходит это, естественно, с потерями - отыскать другого провинциала с подобными же запросами практически невозможно.
Маленькие нюансы большой квартиры
Последние годы в Москве ведется активное строительство, ситуация меняется очень быстро. Сегодня у вас за окном панорамный вид, а уже через год могут построить многоэтажный дом, и все, что вы будете видеть, - серая стена с соседскими окнами. Года полтора назад один популярный журнал провел эксперимент: поручил своей журналистке купить пентхаус. Она пришла на стройплощадку, где увидела прекрасный панорамный вид, включающий звезды Кремля. Сопровождавший покупательницу агент, конечно, не преминул обратить внимание на эту столь выигрышную деталь. После этого журналистка опустила взгляд вниз и увидела строительный котлован. На вопрос, что это, риэлтер бодро выпалил, что здесь будет малоэтажное строительство, в три этажа. Но журналистка не поленилась спуститься, узнала телефон застройщика этого нового «малоэтажного» дома, где ей предложили пентхаус, находящийся... на три этажа выше того, который она смотрела первым. Впрочем, иногда встречаются покупатели, которых и убалтывать не нужно, - они своими нестандартными запросами поразят кого угодно. Светлана Абелян, руководитель филиала «На Красных воротах» компании «Новый город», вспомнила о человеке, мечтавшем об урбанистическом пейзаже: когда он говорил о железных опорах ЛЭП и трубах ТЭЦ, в глазах его загорался радостный огонек. Работавшему с этим клиентом агенту стоило большого труда объяснить, что подобное приобретение станет абсолютным неликвидом, продать который потом будет невозможно. Убедили. Но тотчас же у клиента появилась новая мечта - вид на зоопарк. Ему подобрали пару вариантов, где окна квартиры выходили прямо на птичник, и это привело его в безумный восторг. Все предостережения, что только у павлинов брачный период бывает четыре раза в год, и в это время они оглушительно орут, что птичий пух летит беспрерывно, что кроме павлинов в зоопарке живет еще много разных зверей и птиц, совершенно не влияли. В итоге, правда, этот человек отказался от покупки - но исключительно потому, что дом был пятиэтажным и без лифта...Внешность иногда бывает обманчивой - об этом обязательно нужно помнить при подборе квартиры. В уютном тихом дворике оказывается грузовой люк магазина - понять это покупатель сможет, только вселившись в квартиру, когда часов в пять утра рабочие начнут швырять в люк какие-нибудь ящики. Многие любят виды на церковь - такой пейзаж действительно красив и наводит на мысли о возвышенном. Только не забудьте, что у церкви чуть ли не каждый день - праздник, и многие из них принято отмечать колокольным звоном.
Человек, который ищет квартиру самостоятельно, должен быть готов к подобным «маленьким нюансам». Если поиск идет через агентство недвижимости, проверить все аспекты - задача риэлтера. Опытный специалист может не только понять ситуацию на сегодня, но и предвидеть на достаточно длительное время, на ближайшие 5-10 лет минимум. Даже если официальных планов сноса и реконструкции зданий в этом районе пока не существует.
"Мир и Дом" 08.2004 г.